Территория России еще недостаточно охвачена газовыми сетями, поэтому в распределенной энергетике продолжают использоваться дизельные электростанции. Многие из новых ДЭС проектируются с применением когенерации и комплектуются системами утилизации тепла выхлопных газов, основным элементом которых является теплообменник выхлопных газов, где происходит процесс теплообмена между выхлопными газами двигателя и рабочим теплоносителем.
В продуктах сгорания разных сортов дизтоплива присутствуют сажа и жидкие углеводороды. Налипая на поверхность теплообмена, они создают загрязняющую пленку. Интенсивность ее нарастания и состав пленки зависит от многих факторов; нагрузка и состояние двигателя, расход масла на угар, количество несгоревшего топлива, количество серы, присутствие воды,хлора и др.
Из-за загрязнения внешних поверхностей нагрева уменьшается теплопередача теплообменника выхлопных газов, а значит, снижаются эксплуатационные характеристики установленного оборудования. Более того, могут образовываться локальные участки перегрева, вызывающие деформацию металла, а также проявляться химическая коррозия поверхностей нагрева, что приводит к утончению металла и износу трубной системы.
Надежность производства заявленной тепловой энергии в значительной мере обусловлена эффективностью системы очистки теплообменного оборудования. Компания «Влад-Модуль»
применяет во всех своих когенерационных проектах автоматизированную систему очистки теплообменников выхлопных газов производства компании Aprovis (Германия). Это оборудование позволяет выполнять импульсные очистки без остановки ДГУ, предпочтительно при работе с максимальной мощностью. Обслуживающий персонал имеет возможность контролировать уровень теплопередачи в зависимости от температуры выхлопных газов до и после теплообменника.
Принцип очистки заключается в настраивании цикла, в котором сначала происходит продувка теплообменника сжатым воздухом для удаления шлакозольных отложений, а затем под давлением подается определенное количество специально подготовленной воды. Вода распыляется до образования парового облака, выполняющего импульсную очистку всех поверхностей нагрева. С целью удаления влаги и остатков загрязнения цикл завершается дополнительной продувкой сжатым воздухом.
Применение автоматизированной системы очистки максимально сокращает простои оборудования в отопительный период и, соответственно, повышает надежность системы утилизации тепла и гарантирует получение заявленного количества тепловой энергии.
Накопленный опыт, приобретенный при контроле износа трубной системы при различных методах очистки теплообменников, позволяет оценивать правильность применения различных сортов топлива и своевременно планировать необходимые ремонты.
